Президент Сирии Башар Асад в интервью ливанскому телеканалу «Аль-Манар», принадлежащему «Хизбалле», заявил, что сирийская армия уже получила из России первую партию зенитно-ракетных комплексов С-300, сообщил сайт
NEWSru.co.il.
Асад сказал, что в скором времени ожидается завершение поставки ЗРК С-300 из России в Сирию. Он подчеркнул, что сирийская армия готова к борьбе с внутренними и внешними угрозами, в том числе – к отражению воздушных атак. Президент Сирии заявил, что отныне никто не сможет безнаказанно бомбить сирийскую территорию, по его словам, в случае попыток таких ударов по противнику будет нанесен незамедлительный удар.
Интервью Асада телеканалу «Аль-Манар» цитируется арабскими и израильскими СМИ. Полностью данное интервью будет транслироваться на телеканале «Аль-Манар», а также сирийским телевидением вечером 30 мая.
Москва пока не подтверждает и не комментирует заявление Асада о том, что первая партия ЗРК С-300 поставлена в Сирию. 29 мая агентство «Интерфакс» цитировало источник в российском военно-промышленном комплексе, утверждавший, что С-300 в Сирию еще не поставлены.
28 мая заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Сергей Рябков прокомментировал решение Евросоюза снять эмбарго на поставку оружия сирийской оппозиции. Он подчеркнул, что нельзя проводить параллель между вооружением повстанцев и выполнением обязательств по давно заключенным с Дамаском контрактам, в частности о поставке зенитно-ракетных комплексов С-300. «Я не могу ни подтвердить, ни опровергнуть, в какой стадии находятся эти поставки. Я могу лишь сказать, что мы от них не отказываемся. Мы понимаем те озабоченности и те сигналы, которые посылаются нам по этому вопросу из разных столиц. Мы видим, что этот вопрос волнует многих наших партнеров. У нас нет оснований пересматривать нашу позицию в этой сфере», – заявил тогда чиновник российского МИДа.
Как отмечало агентство РИА «Новости», Рябков также назвал С-300 сдерживающим фактором, который помешает иностранной интервенции в Сирию: «Подобного рода шаги во многом сдерживают некоторые «горячие головы» в возможности рассмотрения сценария, когда конфликту может быть придан международный характер с участием внешних сил, которые не чужды подобного рода идеям».
Представитель внешнеполитического ведомства РФ заявил, что решение Евросоюза о снятии эмбарго на поставки оружия сирийской оппозиции ошибочно. Он выразил уверенность, что недопустимо говорить о стремлении покончить с кровопролитием и одновременно «накачивать Сирию вооружениями».
«Вы мне можете сказать: а как Российская Федерация? Во-первых, Российская Федерация поставляет оружие законным властям. И это не абстрактный отвлеченный спор, кто такие эти власти, и почему они вправе получать те или иные вооружения, а другая сторона не вправе это получать», - цитирует его слова «Интерфакс». Рябков также отметил, что сирийская оппозиция не располагает средствами, от которых защищает С-300.
Вопрос о поставках Россией С-300 Сирии прокомментировал и министр обороны Израиля Моше Яалон. 28 мая он говорил, что эти зенитно-ракетные комплексы еще не прибыли в Сирию. «Они представляют угрозу. Сделка пока не реализована, но если, не дай Бог, это произойдет, мы будем знать, что делать», – заявил он во время беседы с журналистами в штабе службы тыла в Рамле.
Министр стратегического планирования Юваль Штайниц обвинял Россию в поддержке жестокой диктатуры. Он заявил, что С-300 позволяет сбивать с территории Сирии подлетающие к аэропорту Бен-Гурион самолеты, и отметил, что ЗРК могут попасть в руки радикальных боевиков или иранских союзников Асада.
Вскоре после выступлений Яалона и Штайница премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу запретил членам правительства выступать с какими-либо публичными заявлениями по поводу поставок С-300 в Сирию.
В начале мая стало известно, что власти Израиля уведомили Вашингтон о серьезной обеспокоенности по поводу планов России продать Сирии зенитные ракетные системы С-300, которые значительно усилили бы сирийские ПВО. Речь шла о старой договоренности между Москвой и Дамаском, в соответствии с которой еще в 2010-м году было достигнуто соглашение о приобретении четырех батарей С-300 за 900 миллионов долларов. Израильтяне выразили обеспокоенность по поводу сделки в период интенсивных переговоров по ситуации в Сирии, в которых участвуют лидеры России, США и Великобритании. По сведениям израильских властей, один платеж по этой сделке был проведен Сирией в этом году через российский «Внешэкономбанк» (ВЭБ).
Каждая батарея С-300 представляет собой шесть пусковых установок, к которым прилагаются 144 ракеты средней дальности.
Издание Wall Street Journal писало, что первые поставки могут быть осуществлены в последующие три месяца и должны быть завершены до конца 2013 года. Ожидалось также, что Москва направит в Сирию две команды инструкторов, которые будут обучать сирийских военнослужащих работе с зенитными установками С-300.
По данным американской разведки, в 2008 году Россия начала поставки в Сирию зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1» (SA-22 по классификации NATO). И на сегодняшний день Сирия располагает 36 такими мобильными комплексами. В 2009 году российские специалисты модернизировали в Сирии поставленные ранее зенитно-ракетные комплексы «Печора» (SA-3), превратив их в более современные С-125 «Печора-2М» (SA-26). Особую обеспокоенность США вызывали комплексы С-200 (SA-5), которые могут представлять реальную угрозу для самолетов NATO, базирующихся на Кипре.
Несколько лет назад Москва планировала поставить С-300 Ирану. Тогда Израилю удалось добиться срыва этой сделки.
В июне прошлого года российская газета «Ведомости» писала, что после визита Владимира Путина в Израиль Москва приостановила реализацию контракта на поставки Сирии зенитно-ракетного комплекса С-300. Тем самым, как отмечалось тогда в публикации, российская сторона впервые признала существование соглашения о продаже Сирии этой системы ПВО.
26 мая британское издание The Sunday Times сообщило, что Москва отказалась от планов поставок С-300 в Сирию после переговоров президента РФ Владимира Путина с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаниягу, проходивших в Сочи. Вскоре израильское руководство заявило, что не располагает данными об отмене поставок и не может подтвердить публикацию Times.